Skip to main content

Доступная среда

В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.

см. Паспорт доступности ДОУ
см. План мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов
см. Алгоритм действий сотрудников МАДОУ д/с № 20 «Жемчужинка» при обращении детей инвалидов и детей с ОВЗ для оказания им образовательных услуг
см. Представление об устранении нарушений законодательства об образовании и социальной защите инвалидов в РФ
см. Приказ о назначении ответственного за создание условий беспрепятственного доступа инвалидов в детский сад

Туалет для лиц с ОВЗ

Специально оборудованные учебные кабинеты

В МАДОУ функционируют три группы компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи). Каждая группа имеет все необходимое для проведения успешной коррекционной работы с детьми с ОВЗ: соответствующую возрасту и росту детей мебель, игровое, спортивное, учебное оборудование и пособия.

В каждой группе компенсирующей направленности имеется телевизоры, ноутбук, активные колонки, магнитно-маркерные доски. Для развития мелкой и общей моторики имеются разнообразные тематические бизиборды, планшеты, геоконты, развивающие панно, дидактический материал.

В МАДОУ также имеются кабинет педагога-психолога, 3 кабинета учителя – логопеда, оборудованных всем необходимым материалом для проведения успешной коррекционной работы.

Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность: учителя-логопеды, педагог-психолог, музыкальный руководитель,  инструктор по физической культуре.

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Объектами для проведения практических занятий, приспособленных  для использования инвалидами и лицами с ОВЗ являются: игровые помещения групп, кабинеты узких специалистов (педагогов-психологов, учителей-логопедов), музыкальный зал, спортивный зал, оборудованная спортивная площадка, игровые площадки, лаборатория творчества «Радуга», «Лаборатория чудес».

Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для организации пространства библиотеки, комфортной среды для читателей, мы выбрали светлый и просторный холл на втором этаже с большими окнами. Помещение доступно для всех участников образовательного процесса. Родители, дети и педагоги могут воспользоваться ресурсами библиотеки.
Открытые книжные стеллажи сделаны в виде домиков. Стеллажи светлого тона, дополнены цветными вставками. В центральной части городка находится домик-арка, в котором тоже находятся полки с книгами. Арка используется как театральная мини — сцена. Педагог устанавливает звуковой микрофон на стойке.

Для воспроизведения звука надо только нажать на кнопку, при этом можно использовать Bluetooth на телефоне или USB — накопитель. Благодаря тому, что нет проводов, ребенок чувствует себя свободно и может рассказать стихотворение или спеть песню. Ребята, умеющие читать, могут выбрать книжку и прочитать ее для своих товарищей или родителей. В библиотечном фонде — сказки, стихи, познавательная литература для разных возрастов. Можно найти произведения известных русских писателей, сказки разных народов мира, сборники загадок и пословиц; собрана папка с портретами писателей и поэтов. Каждая книга имеет свой номер, который внесен в электронный реестр библиотеки детского сада. В библиотеке соблюдается правило: «Книжки должны стоять обложкой к ребенку».

Пространство библиотеки обеспечивает не только возможность общения и совместную деятельность детей и взрослых, но и является содержательно-насыщенным, вариативным, трансформируемым, доступным и безопасным. В помещении библиотеки предусмотрены различные места для действий с книгой. Функционирование библиотеки направлено на приобщение детей к чтению художественной литературы. Дошкольники не умеют читать, но любят слушать и обсуждать.

Для удобства в центральной части библиотеки расположены два мягких дивана, стол и 8 удобных стульчиков. Рядом находится перекатная тумба с материалом для творчества. Самостоятельное передвижение элементов мебели детьми помогает совершенствовать их инициативность, воображение, двигательные навыки. А также способствует развитию эстетического вкуса. Это пространство позволяет проводить занятия, сочетающие различные виды детской деятельности: изучение наглядного материала, беседа, дидактическая игра, просмотр презентации или видеоролика, прослушивание аудио сказки. Одну стену в библиотеке превратили в большую магнитную доску «Картинки из книжки». Воспитанники, по желанию, могут прикрепить на магнитную стену свои рисунки или раскрашенные картинки по прочитанным дома книгам. Справа от стеллажей находится магнитный короб, который можно использовать для индивидуальной театрализованной деятельности. В коробочках находятся герои русских сказок на магнитах. В самостоятельной деятельности, во время посещения библиотеки дети могут показывать друг другу сказку.

Книжный фонд методической и энциклопедической литературы находится в методическом кабинете, а также в книжных центрах и уголках на каждой группе компенсирующей направленности, где имеется свободный доступ к ним детей-инвалидов и лиц с ОВЗ.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Имеющиеся на территории МАДОУ объекты спорта: спортивная площадка, спортивное оборудование на игровых участках групп, успешно используется в работе с детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с возможностями инвалидов и лиц с ОВЗ педагоги определяют средства обучения и воспитания. При планировании работы используются наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае.

К специальным методам обучения и воспитания относятся:

— сопровождение детей с ОВЗ специалистами
— использование специальных образовательных программ и методов 
— использование специальных методических пособий и дидактических материалов
— проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

В МАДОУ имеются разнообразный многофункциональный дидактический материал и учебные пособия для проведения образовательной деятельности с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

В соответствии с ФЗ от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов на территорию и в здание детского сада проведены следующие мероприятия:

1.    Обеспечен доступ инвалидов-колясочников на территорию и в здание детского сада в соответствии с его режимом работы.
2.    Обеспечено место доступа инвалидов через боковой вход в здание детского сада.
3.    Оборудован для инвалидов-колясочников центральный вход на территорию детского сада кнопкой дистанционного вызова, размещенной возле КПП. Рядом с ней размещена табличка — указатель.
4.    Установлена рельефная тактильная полоса за 0,8-0,9м перед маршем вверху и внизу шириной 0,3-0,5м.
5.    Оборудована лестница на входе наружными поручнями по обеим сторонам на высоте 90 см.
6.    Оборудовано горизонтальное завершение поручня лестницы вверху и внизу с не травмирующим окончанием не менее 30 см.
7.    Оборудован пандус, дублирующий наружную лестницу на входе.
8.    Оборудованы поручни пандуса вдоль обеих сторон с непрерывной поверхностью по всей длине, с горизонтальным завершением поручня вверху и внизу с не травмирующим окончанием.
9.    Оборудована входная площадка нескользким покрытием.
10.    Оборудованы санитарно-гигиенические помещения, доступные для инвалидов.
11.    Нанесены обозначения специальными символами доступных элементов здания с указателями направления движения.
12.    Установлено световое текстовое табло для вывода оперативной информации.
13.    Назначен ответственный за организацию безбарьерной среды.
14.    Назначен ответственный за работу кнопки дистанционного вызова (с ежедневной проверкой работоспособности) и обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов — колясочников на территорию детского сада.
15.    Имеется доступ к кабинетам администрации, специалистам, медицинскому кабинету, методическому кабинету, музыкальному и спортивному залам, библиотеке, групповым помещениям. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.

Специальные условия питания

см. Раздел сайта «Питание»

Питание детей в МАДОУ осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденным Постановлением Главного санитарного врача РФ от 27.10.2020 года №32. Основными принципами организации рационального питания детей в МАДОУ д/с № 20 «Жемчужинка» является:

• обеспечение поступления всех основных пищевых веществ в количествах, отвечающим физиологическим потребностям детского организма;
• соблюдение определенного режима питания;
• выполнение установленных правил технологии приготовления блюд, обеспечивающих максимальное сохранение пищевой ценности продуктов;
• а также создание условий для эстетического и культурно-гигиенического развития детей.

При МАДОУ д/с № 20 «Жемчужинка» организации детского питания в большое значение уделяется правильному составлению меню. Продукты питания завозятся в МАДОУ д/с № 20 «Жемчужинка» централизовано по предварительной заявке поставщиками, выигравшими тендер в отделе образования администрации г-к Анапа. Важно также правильное распределение различных продуктов в течение суток, а также калорийность питания, что осуществляется при помощи примерного перспективного десятидневного меню, на основе которого медицинским работником составляется ежедневное меню.

Разнообразие пищи достигается как за счет широкого использования набора продуктов, строгого соблюдения правил приготовления пищи и различных способов их кулинарной обработки, позволяющей приготовить из одного продукта широкий ассортимент блюд. С этой целью в МАДОУ д/с № 20 «Жемчужинка» создана картотека блюд — технологические карты.

Большое значение для хорошего усвоения пищи имеют условия, в которых организуется питание. В группе создана спокойная обстановка, ничто не отвлекает внимание детей во время еды. Сервировка стола, внешний вид блюд, их вкусовые качества вызывают положительные эмоции у детей.

На основе примерного перспективного десятидневное меню медицинским работником составляется ежедневное меню на неделю вперед, что обеспечивает:
•    правильное сочетание блюд в рационе;
•    разнообразие в диете, и повышение усвоения отдельных продуктов;
•    распределение калорийности питания в течение суток;
•  строгое соответствие объема пищи возрасту ребенка, то есть, пища удовлетворяет не только потребностям растущего организма и вызывает чувство насыщения, но и соответствует возрастной емкости желудка. Объемы разовых порций и суточный объем пищи нормированы для детей каждой возрастной группы;
•    оказание помощи родителям в составлении меню для питания детей дома.
Особое внимание уделяется организации режима питания:
•    режим является одним из основных условий, обеспечивающих рациональное питание;
•    режим строится с учетом 12 — часового пребывания детей при организации 5-х разового питания;
•   график выдачи пищи по группам составлен с таким расчетом, чтобы дети получали не слишком горячую, но и не уже остывшую пищу;
•    правильно организованный режим обеспечивает лучшее сохранение аппетита.
В саду  создана картотека технологий приготовления блюд, которая обеспечивает:
•    сбалансированность и разнообразие рациона;
•    соблюдение правил приготовления пищи и различных способов их кулинарной обработки;
•    приготовление из одного продукта широкого ассортимента блюд.

Специальных условий питания в МАДОУ нет.

Специальные условия охраны здоровья

В МАДОУ созданы необходимые условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эти условия направлены на обеспечение сохранения и укрепления физического и психологического здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Отсутствует

официальный сайт ДОУ имеет версию сайта для слабовидящих

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Отсутствует

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

В МАДОУ используется специальные средства обучения коллективного и индивидуального пользования. В работе с детьми-инвалидами и лиц с ОВЗ активно применяются информационно-коммуникационные технологии образования. В групповых помещениях, музыкальном зале имеются интерактивные экраны, проекторы, ноутбуки, акустические колонки.

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие, интернат отсутствуют